Во втором издании 7 моря вышел предварительный вариант второй книги, посвященной героям и злодеям. Книга произвела на меня неоднозначное, скорее негативное впечатление.
Но начнем с хорошего -- оформления. Оно мне однозначно понравилось. Иллюстрации к главам превосходные. Портреты персонажей -- в большинстве своем годные, хотя есть пара откровенно неудачных. Верстка нормальная, за исключением шрифта заголовков первого уровня, который просто нечитаем.
Теперь про собственно содержание. Это коллекция из 80 персонажей, половина -- герои, половина -- злодеи. Персонажи -- не ключевые в сеттинге, а предназначены для непосредственно игры. То есть героев можно брать и играть, злодеев выпускать на персонажей игроков в качестве антагонистов. У некоторых есть завязки друг на друга.
Каждому персонажу дается краткая история, три цели, советы по отыгрышу и блок характеристик. Для злодеев также указывается, есть ли потенциальная возможность перетянуть их на “светлую сторону”.
Герои и злодеи разбиты не по региональному принципу, а по борхесиановской классификации, которая привязывает каждого к одному из пяти типажей, соответствующих одной из пяти характеристик. Привязка эта, на мой взгляд, представляет собой упражнения в трансформации пернатого с целью помещения внутрь оного модели земли, как это часто бывает, когда lore выводят из механики, а не наоборот.
Художественная ценность 80 персонажей достаточно неоднородная. Есть несколько весьма ярких и интересных героев и злодеев, которых я бы с удовольствием пустил в игру. Мой личный фаворит -- уссурская девица с косой как у Юлии Тимошенко, которая организует бои собак с людьми и хочет, чтобы этот вид спорта стал таким же популярным, как коррида в Кастилии.
Основная масса персонажей -- середнячки, явно основанные на распространенных типажах, но с парой индивидуальных деталей. Процентов десять -- откровенно скучные. Ну и встречается откровенный плагиат. (Народный герой Айзена потерял память и теперь ходит по городам, чтобы узнать, кто же он такой и что он в предыдущей жизни сделал. Спасибо, что хотя бы имя ему оставили.)
Злодейская часть в целом интереснее геройской, но страдает избытком персонажей с немотивированными сверхъестественными способностями.
К злодеям же прикручена немного улучшенная механика злодейских козней, по которой можно часть могущества инвестировать в план, который при реализации усиливает злодея. Механика напоминает фронты из PbtA и в целом нормальная.
Теперь о плохом. Книга позиционируется как “взгляд на сеттинг глазами населяющих его людей”, и то, что они видят, мне не очень понравилось. Если перворедакционная Тейя была псевдо-Европой с магией и национальными стереотипами, то теперь Тейя -- это фентези с европейскими именами собственными. Это было видно уже по первой книге, где в Айзене внезапно под каждым кустом поселились монстры, но по второй это стало очевидно.
Монтеньские аристократки бывают разными. |
Например, в этой Тейе, если твои знакомые завели тебя в лес и оставили замерзать, то у тебя есть шанс восстать из мертвых в виде жаждущего мести монстра, замораживающего прикосновением. А по морям плавает корабль, всю команду которого составляют кастильские преступники, давшие обет не сходить на землю в качестве альтернативного наказания за свои преступления. А за монтеньскими бастардами, которые используют портэ, ночью приезжают черные кареты и увозят навсегда. Понятное дело, что мелкие вопросы вроде того, как именно чистят дно корабля, команда которого никогда не сходит на берег, авторов не волнуют.
Собственно, тот же фентезийно-комиксовый подход распространяется на героев и злодеев. Практически все злодеи -- психи, садисты и социопаты. Все герои “в конечном счете поступают правильно”. Прием это постулируется, но не соблюдается. Меня поразила история героя, аваллонского капитана, который проиграл свой корабль в карты в надежде выиграть деньги на свадьбу. Его героический план -- собрать новую команду, угнать свой бывший корабль и использовать в качестве подарка к свадьбе. Надо полагать, что не-злодеем его делает то, что при этом он не планирует вырезать нынешнюю команду корабля.
Часть сеттинговых реалий выглядит просто неуместно. Откуда тут программы обмена студентами, профсоюзные вожаки, фирмы по организации банкетов для водаччеанских принцев и прочие анахронизмы?
Некоторая претензия у меня связана с тем, что пара представленных персонажей завязана на Нуму, которая, судя по всему, теперь представляет собой что-то вроде Византии, в которой недавно произошла революция и установилось народовластие. Подробности, надо полагать, будут в соответствующей книге. Но можно же было хоть что-то про это рассказать в первой книге, а не заставлять угадывать по описанию двух персонажей.
Простая русская баба Василий |
Наконец, самый сложный вопрос касается политической ангажированности нового 7 моря. Сеттинг отражает убеждения автора. Прежде всего это касается ЛГБТ, разумеется. Из новой книги мы, например, узнаем, что в Аваллоне ВНЕЗАПНО существуют однополые браки. Но не узнаем, как при этом решается комплекс проблем, связанных, скажем, с престолонаследием (против геев-монархов существует дискриминация или королевская власть не имеет божественной природы?)
Гомосексуальность персонажей указывается, как правило, походя и без всякого влияния на их истории. Исключение составляет разве что кастильская лесбиянка, влюбленная в беглую стрегу, прикидывающуюся куртизанской -- тут ориентация действительно важна. Помимо геев присутствует один монтеньский трансвестит (и это не аналог шевалье д’Эона) и уссурский трансгендер (простая русская баба Василий счастлива, что магическое зеркало Матушки сделало ее тело женским).
Некоторых людей подобные персонажи коробят. Меня скорее смешат, если бы не одно но. Все они герои. Среди злодеев число ЛГБТ равно нулю. “Ты не обязан быть геем, чтобы быть героем на Тейе, но лишним это не будет”. С нетерпением жду появления героической тайной организации “Радужная лига”.
Похожим образом обыгрываются вопросы расы, хотя и куда менее заметно. Одна из героинь -- чернокожая монтеньская аристократка. О том, откуда такая взялась и много ли других чернокожих аристократов в Тейе, не сказано ни слова.
Лично мне подобный подход к продвижению прав меньшинств кажется по меньшей мере странным, а по большей -- контрпродуктивным. И, честно говоря, несколько лицемерным на фоне одного из персонажей-злодеев -- бандитки, которая представляет собой полную карикатуру на авторш фанфиков, вплоть до избыточного веса.
Похищенных жертв она пытает, заставляя заучивать диалоги из своих фанфиков |
В общем, если вам претит ЛГБТ тематика, забудьте о новом 7 море. Если вам претят черно-белые сеттинги, забудьте о новом 7 море. Остальные могут ждать вместе со мной книг с новыми, а не переработанными старыми материалами. Как минимум можно будет поржать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий