суббота, 14 января 2017 г.

Take it/Risk it

Мое давнее хобби -- придумывать механики для ролевок (или переделывать чужие). Моим постоянным игрокам приходится мириться с этим недостатком, за что я им всячески благодарен.

Текущий проект называется Take it/Risk it. У меня есть некоторая надежда на то, что он достаточно rules-light и близок к словескам, чтобы прижиться в нашей компании. Там даже кидать кубики не обязательно -- но можно, если хочется.

База -- основа механики и разные опции

Магия -- по набору возможностей похоже на 1-4 круг ДнД 3.5, но без боевой составляющей.

Плюс небольшие опциональные правила для драматических сцен и управлению организацией.

Все пока не тестировалось на практике.

воскресенье, 8 января 2017 г.



Для 7 моря вышла колода Сортэ. Ничего выдающегося, но некоторые карты довольно забавные.

пятница, 6 января 2017 г.

Орфей -- Завершение ветки с Кирой

В определенный момент я перестал писать регулярные отчеты по Орфею, но игра продолжается. За минувшее время мы успели закончить ветку с Кирой и сейчас активно копаем в сторону “плотных людей”. Я  решил, что стоит для истории записать, чем закончилась предыдущая часть.

Наибольшей потерей стал Терри. Под давлением героев он припомнил, что после того, как подвез Киру, вернулся к ее дому на всякий случай. В машине он обдолбался. А придя в себя обнаружил, что дом горит, а рядом с ним находится его же канистра с топливом. Вспомнив это, он пришел к выводу, что Киру убил он, в чем и признался Игу. А тот сказал, что Терри должен все исправить.

Команда, усиленная сверхъестественными способностями Ига, вынудила Терри написать подробные признательные показания на себя и совершить самоубийство. Впрочем, он встал в виде призрака, и героям даже удалось его довести до сознательного состояния.

Иг почти преуспел в саморазрушении, но своевременное вмешательство героев помогло предотвратить неизбежное. Сильно помогло то, что Кира достаточно овладела призрачными способностями, чтобы материализоваться и поговорить с ним лично.

Ли пострадал от депрессивных накачанных Злобой муралов Ига, которыми тот изрисовал съемный дом. Ли их увидел и заработал инсульт. Герои же залезли в его квартиру в Сиэтле и нашли доказательства маниакального влечения к Кире, с коими отправились к шефу полиции. Тот обещал организовать обыск.

Кира, Ли и Терри уехали из Джуно, но перед этим Джордан взял у Ига интервью. В ходе которого убедил оставить в городе четки Киры -- которые, как оказалось, являются очень странным артефактом. Именно они были источником странной способности Ига внушать людям, что они должны сделать.

Спектра удалось победить, но для этого пришлось вызывать подмогу из центра, а также договариваться о содействии Джордана и его телохранителей из Террал и Скиб. С последними удалось поддерживать вооруженный нейтралитет.

Отец Киры продал дом, чтобы покрыть часть урона, нанесенного укравшими деньги помощниками Киры, и ушел в монахи. На его место прислали нового священника. Помощников герои искать не стали, а равно не стали преследовать редакцию Бабочки за выпуск с фотографиями Киры.

Следующая ветка посвящена разъяснению ситуации с “плотными” людьми и их артефактами. Помимо Джордана и Ига к таковым относятся шеф полиции, Лесли, бывший мэр Мэллот и Сёго Кавада, парализованный ниже пояса мастер единоборств.

пятница, 30 декабря 2016 г.

В английском языке есть специальный термин для выступления разных уличных артистов -- "busking". Термин достаточно старый, использовался еще в 19 веке. В английский пришел из испанского, где "buscar" -- это глагол "искать".

Любопытно, что в современном испанском этот глагол, хотя и используется иногда для того же, что и в английском, приобрел сексуальную коннотацию. Это то, что в английском обозначается словом "solicitation" -- предложение секса за деньги. Но испанский термин применяется не только к уличным проституткам, но и к женщинам, желающим стать содержанками. А английский -- не только к проституткам, но и к клиентам, ищущим их услуг.

С "баскинга" начинали свою карьеру некоторые всемирно известные исполнители. Например, Джордж Майкл.

суббота, 17 декабря 2016 г.

Dresden Files Accelerated -- превью

Злобношляпы недавно разослали предварительную версию "ускоренного" Дрездена. С точки зрения механики, от обычного FATE Accelerated он отличается довольно сильно, и изменения, на мой взгляд, к лучшему.



Но прежде чем поговорить о механике, пару слов о подаче сеттингового материала. Сам я с ДФ знаком весьма поверхностно, так что не берусь судить, насколько все близко к романам Батчера. Но мне однозначно понравился стиль подачи "изнутри" сеттинга, который, как я понимаю, перекочевал из DF RPG. Книга подается как материал, написанный для клиента, собирающегося участвовать в "imaginagion-enacted crisis training exercise", и на страницах полно стикеров с комментариями автора и редактора вида "Но разве мы не должны рассказать о..." -- "Нет, это будет только отвлекать и вообще засекреченная информация". Это сильно оживляет чтение и помогает погрузиться в сеттинг.

Три основных механических отличия ДФА от ФА --- масштаб, состояния и мантии. Масштаб -- достаточно простой механизм, который отражает неравенство персонажей в сеттинге. Масштаб имеет пять ступеней от "смертного" до "божественного" и дает преимущество тому, кто стоит на более высокой ступени. Либо бонус к броску, либо (вдвое больший) бонус к эффекту, либо дополнительно число бесплатных применений созданного преимущества. То, можно ли использовать масштаб в данной конкретной ситуации в основном зависит от мастера, но есть ряд приемов, например, блокирующих масштаб противника.

Состояния -- это последствия из ФА, но значительно более развитые. Помимо двух состояний, позволяющих поглощать стресс ("в беде" и "обречен"), у именных персонажей есть дополнительные, которые отражают их ресурсы или слабости.

Например, у всех есть возможность попросить кого-то влиятельного об услуге и остаться в долгу -- отметив соответствующее состояние. Разные колдуны могут усиливать магию на сцену, отметив состояние "истощен" или "выгорел", но после этого им нужно долго восстанавливаться, чтобы снова колдовать в полную силу. Вампиры накапливают голод, применяя свои вампирические способности. Та же механика описывает немагические ресурсы, вроде богатства, последователей или способности агента ФБР отступать от буквы закона.

Состояния отличаются числом отметок (одна или пять), способом снятия и тем, как долго происходит восстановление. Многие состояния, пока они не сняты, накладывают на персонажа ограничения. Например, ши, получившие серьезный вред от холодного железа, теряют доступ к своей магии.

Наконец, состояния ресурсов иногда можно бросать как подход с бонусом, равным число свободных отметок. Например, богач может "забросать проблему деньгами", использовав соответствующий подход и вычеркнув один пункт богатства.

Мантии -- это типажи персонажей. Например "смертный представитель правоохранительных органов", "смертный, укушенный вампиром белого двора" или "ши зимнего двора". В мантию входит база -- два-три приема и, как правило, пара состояний, отражающих источник силы и способ ее применения для этого типажа -- и дополнительные приемы, которые развивают типаж.

Из мелких изменений -- то, что именно происходит с персонажем при поражении в конфликте, зависит от того, отмечены ли у него состояния "в беде" и "обречен". Если не отмечены, последствия аналогичны обычной сдаче. А вот если он "обречен", то есть реальный шанс умереть, особенно, если положившую персонажа атаку он уже не имел возможности поглотить. Также отметки стресса теперь все стоят 1, но их 6 штук, а не 3.

Также у маловажных НПС прописаны не значения подходов, а то, какие задачи ему привычны и непривычны. Например, байкеры хорошо (+2) водят мотоциклы и запугивают людей и плохо (-2) умеют не вляпываться в неприятности и казаться невиновными. У НПС второго плана к подобным статистикам добавляются два подхода, против которых они хорошо сопротивляются. Персонажи первого плана могут иметь полную пропись подходов.

Еще к традиционным для FATE видам сцен добавилось расследование. Ничего сногсшибательного, но четко прописано, что провал на броске означает получение нужной информации большой ценой, а не нулевой результат.

На мой взгляд, с механической точки зрения ДФА весьма годен, особенно в части состояний. Мантии -- неплохой способ подачи сеттинговых реалий. Насколько оно работает на практике нужно еще смотреть.

суббота, 10 декабря 2016 г.

7 море -- Дочь судьбы

Продолжаем обзор материалов второй редакции "Седьмого моря" по мере их выхода. Сегодня разговор будет о "Дочери судьбы", романе, написанном Джоном Виком, действие которого разворачивается на Тейе.

Роман рассказывает о Елене Мондави и том, как из приличной дочки водаччеанского дворянина она превращается пиратку, исследовательницу, шпионку и ведьму. Это, кстати, названия пяти частей романа.



Как я понимаю, "Дочь судьбы" задумывалась как демонстрация сеттинга и типов приключений, которые в нем могут происходить. Так что я его воспринимаю как своего рода канон Седьмого моря.

Для начала, пару слов о ценности романа как художественного произведения. Написан он неплохо, хотя выдающимся произведением беллетристики его не назовешь. Правда это скорее роман-адаптация сериала. Это чувствуется по несколько упрощенным персонажам и диалогам, структуре (особенно ярко это проявляется в последней части), плотности событий и другим элементам. Но читать не противно, не скучно, а некоторые эпизоды выглядят весьма стильно.

Обратной стороной этой виртуальной беллетризации телесериала является то, что стоит немного остановиться и задуматься о происходящем, и тут же начинают лезть наружу сценарные ляпы. Император Леон, оказывается, ни разу не трахал куртизанку, и поэтому достаточно поманить чего сиськами, и он тут же потащит тебя в спальню. Вилланова считает необходимым рассказывать своим жертвам, какой он злодейский злодей, рисуя их портреты. Один пиратский двумачтовый корабль может невозбранно топить морские флоты Виллановы.

Но, опять же, это все огрехи "синематографичности" -- на экране на подобные вещи не обращаешь внимания, потому что, взрывы делают "бух", клинки делают "звяк", волосы развеваются на ветру и корабль уходит в закат.

Теперь о том, как Вик видит свой сеттинг. Сверхъестественного в мире полно, но ничто о нем не является обычным знанием. Когда главную героиню спустя несколько лет приключений протаскивают сквозь портал, ей приходится объяснять, что это было то самое портэ, про которое она могла слышать. Впрочем, возможно, это касается не столько колдовства, сколько межкультурных барьеров -- у меня сложилось впечатление, что о культуре чужих стран большинство персонажей в романе имеет весьма смутное представление.

Странно, что использование колдовства не вызывает протеста ни у кого, хотя по идее это страшный грех, а большинство людей в сеттинге -- верующие. Да и вообще религия в романе практически не всплывает, равно как, кстати, инквизиция. Что странно, учитывая что Вердуго является одним из "главгадов" сеттинга, наравне с Леоном Виллановой и Рейсом.

Кстати о колдовстве -- главная героиня свое сортэ использует в основном не для того, чтобы узнавать чужие секреты, а чтобы физически дергать людей за нити судьбы. Что, на мой взгляд, сильно портит стиль.

Есть несколько заметных изменений сеттинга. Тот же Рейс сменил пол между редакциями, обзавелся флотом и исполняет те же функции, что потрошители во вселенной "Светлячка". Появился новый противник по умолчанию -- вестенский аналог Вест-Индийской Торговой Компании, занимающийся работорговлей.

Всплывает ряд забавных деталей. Например, международным языком, на котором общаются матросы, является нуманарский, то есть аналог латыни. Явное влияние церкви. Вестенцы отказываются экспортировать медовуху. Аваллон находится под постоянным эффектом легкой эйфории, что тут же замечают прибывающие на него иностранцы.

Тема пиратов-геев в романе раскрыта, но, в отличие от предыдущей книги, тут попытка сделать это мимоходом работает нормально. Чем дальше, тем сильнее у меня впечатление, что в новой Тейе доминирующая ориентация -- бисексуальная. Осталось дождаться, когда это будет сказано напрямую.

В общем, со своей ролью ознакомительного материала по сеттингу "Дочь судьбы" справляется успешно. На мой взгляд, в виде телесериала или комикса оно работало бы лучше, но это потребовало бы совсем других расходов.

суббота, 19 ноября 2016 г.

7 море -- Герои и Злодеи

Во втором издании 7 моря вышел предварительный вариант второй книги, посвященной героям и злодеям. Книга произвела на меня неоднозначное, скорее негативное впечатление.


Но начнем с хорошего -- оформления. Оно мне однозначно понравилось. Иллюстрации к главам превосходные. Портреты персонажей -- в большинстве своем годные, хотя есть пара откровенно неудачных. Верстка нормальная, за исключением шрифта заголовков первого уровня, который просто нечитаем.

Теперь про собственно содержание. Это коллекция из 80 персонажей, половина -- герои, половина -- злодеи. Персонажи -- не ключевые в сеттинге, а предназначены для непосредственно игры. То есть героев можно брать и играть, злодеев выпускать на персонажей игроков в качестве антагонистов. У некоторых есть завязки друг на друга.

Каждому персонажу дается краткая история, три цели, советы по отыгрышу и блок характеристик. Для злодеев также указывается, есть ли потенциальная возможность перетянуть их на “светлую сторону”.

Герои и злодеи разбиты не по региональному принципу, а по борхесиановской классификации, которая привязывает каждого к одному из пяти типажей, соответствующих одной из пяти характеристик. Привязка эта, на мой взгляд, представляет собой упражнения в трансформации пернатого с целью помещения внутрь оного модели земли, как это часто бывает, когда lore выводят из механики, а не наоборот.


Художественная ценность 80 персонажей достаточно неоднородная. Есть несколько весьма ярких и интересных героев и злодеев, которых я бы с удовольствием пустил в игру. Мой личный фаворит -- уссурская девица с косой как у Юлии Тимошенко, которая организует бои собак с людьми и хочет, чтобы этот вид спорта стал таким же популярным, как коррида в Кастилии.

Основная масса персонажей -- середнячки, явно основанные на распространенных типажах, но с парой индивидуальных деталей. Процентов десять -- откровенно скучные. Ну и встречается откровенный плагиат. (Народный герой Айзена потерял память и теперь ходит по городам, чтобы узнать, кто же он такой и что он в предыдущей жизни сделал. Спасибо, что хотя бы имя ему оставили.)

Злодейская часть в целом интереснее геройской, но страдает избытком персонажей с немотивированными сверхъестественными способностями.

К злодеям же прикручена немного улучшенная механика злодейских козней, по которой можно часть могущества инвестировать в план, который при реализации усиливает злодея. Механика напоминает фронты из PbtA и в целом нормальная.

Теперь о плохом. Книга позиционируется как “взгляд на сеттинг глазами населяющих его людей”, и то, что они видят, мне не очень понравилось. Если перворедакционная Тейя была псевдо-Европой с магией и национальными стереотипами, то теперь Тейя -- это фентези с европейскими именами собственными. Это было видно уже по первой книге, где в Айзене внезапно под каждым кустом поселились монстры, но по второй это стало очевидно.

Монтеньские аристократки бывают разными.

Например, в этой Тейе, если твои знакомые завели тебя в лес и оставили замерзать, то у тебя есть шанс восстать из мертвых в виде жаждущего мести монстра, замораживающего прикосновением. А по морям плавает корабль, всю команду которого составляют кастильские преступники, давшие обет не сходить на землю в качестве альтернативного наказания за свои преступления. А за монтеньскими бастардами, которые используют портэ, ночью приезжают черные кареты и увозят навсегда. Понятное дело, что мелкие вопросы вроде того, как именно чистят дно корабля, команда которого никогда не сходит на берег, авторов не волнуют.

Собственно, тот же фентезийно-комиксовый подход распространяется на героев и злодеев. Практически все злодеи -- психи, садисты и социопаты. Все герои “в конечном счете поступают правильно”. Прием это постулируется, но не соблюдается. Меня поразила история героя, аваллонского капитана, который проиграл свой корабль в карты в надежде выиграть деньги на свадьбу. Его героический план -- собрать новую команду, угнать свой бывший корабль и использовать в качестве подарка к свадьбе. Надо полагать, что не-злодеем его делает то, что при этом он не планирует вырезать нынешнюю команду корабля.

Часть сеттинговых реалий выглядит просто неуместно. Откуда тут программы обмена студентами, профсоюзные вожаки, фирмы по организации банкетов для водаччеанских принцев и прочие анахронизмы?

Некоторая претензия у меня связана с тем, что пара представленных персонажей завязана на Нуму, которая, судя по всему, теперь представляет собой что-то вроде Византии, в которой недавно произошла революция и установилось народовластие. Подробности, надо полагать, будут в соответствующей книге. Но можно же было хоть что-то про это рассказать в первой книге, а не заставлять угадывать по описанию двух персонажей.

Простая русская баба Василий

Наконец, самый сложный вопрос касается политической ангажированности нового 7 моря. Сеттинг отражает убеждения автора. Прежде всего это касается ЛГБТ, разумеется. Из новой книги мы, например, узнаем, что в Аваллоне ВНЕЗАПНО существуют однополые браки. Но не узнаем, как при этом решается комплекс проблем, связанных, скажем, с престолонаследием (против геев-монархов существует дискриминация или королевская власть не имеет божественной природы?)

Гомосексуальность персонажей указывается, как правило, походя и без всякого влияния на их истории. Исключение составляет разве что кастильская лесбиянка, влюбленная в беглую стрегу, прикидывающуюся куртизанской -- тут ориентация действительно важна. Помимо геев присутствует один монтеньский трансвестит (и это не аналог шевалье д’Эона) и уссурский трансгендер (простая русская баба Василий счастлива, что магическое зеркало Матушки сделало ее тело женским).

Некоторых людей подобные персонажи коробят. Меня скорее смешат, если бы не одно но. Все они герои. Среди злодеев число ЛГБТ равно нулю. “Ты не обязан быть геем, чтобы быть героем на Тейе, но лишним это не будет”. С нетерпением жду появления героической тайной организации “Радужная лига”.

Похожим образом обыгрываются вопросы расы, хотя и куда менее заметно. Одна из героинь -- чернокожая монтеньская аристократка. О том, откуда такая взялась и много ли других чернокожих аристократов в Тейе, не сказано ни слова.

Лично мне подобный подход к продвижению прав меньшинств кажется по меньшей мере странным, а по большей -- контрпродуктивным. И, честно говоря, несколько лицемерным на фоне одного из персонажей-злодеев -- бандитки, которая представляет собой полную карикатуру на авторш фанфиков, вплоть до избыточного веса.

Похищенных жертв она пытает, заставляя заучивать диалоги из своих фанфиков

В общем, если вам претит ЛГБТ тематика, забудьте о новом 7 море. Если вам претят черно-белые сеттинги, забудьте о новом 7 море. Остальные могут ждать вместе со мной книг с новыми, а не переработанными старыми материалами. Как минимум можно будет поржать.