среда, 8 февраля 2017 г.

7 море -- Пиратские нации

Вышло превью очередной книги из нового “Седьмого моря”, которая называется “Пиратские нации”. Под оными подразумеваются всякие нестандартные государства и государственные образования, связанные с морем. В частности, мы наконец-то можем составить представление о Нуме, колыбели тейской цивилизации, которая оказалась совсем не Римской Империей.


Помимо Нумы в книгу вошли перекочевавшие из первой редакции буканьеры, а также условные Карибы-с-монстрами, Атабийское море с соответствующим архипелагом. Там есть местные аборигены, штаб-квартира Корпорации Зло, остров после успешного антиколониального восстания и остров-пиратская-вольница.


В механической части присутствуют несколько новых разновидностей колдовства, несколько новых школ, несколько тайных обществ, монстров, корабельных приблуд и так далее. В конце идет главка с советами о том, как провести морскую кампанию, если ты не отличаешь бром от фока, а ют от бака.

Пираты

Для начала, под пиратами в новой редакции подразумевается не очень понятно что. То есть есть пираты, которые грабят корабли, убивают людей и бегают от властей, но это плохие, неправильные пираты. Правильные пираты выглядят вот так:





“Ты любишь море и свободу -- значит ты пират”. Естественно, вопросы того, как именно пираты зарабатывают на ром и солонину, почему их не передавили государства и прочие мелочи в книге не освещаются.


Поскольку героям-пиратам грабить и убивать в игре не полагается, для них специально придумали большого и страшного врага -- Атабийскую Торговую Компанию. Это местный аналог Ост-Индийской Торговой Компании, как ее изображают, например, в сериале “Табу”. О ней стоит поговорить отдельно.

Нума

Нума из второй редакции -- это смесь из древней Греции, Византии и немножко Османской Империи. Представляет собой архипелаг где-то между Тейей, Империей Полумесяца и Ифри (Африкой), где разместились города-государства. Относительно недавно нумийцы воспользовались грызней между Водачче и Полумесяцем, которые одновременно претендовали на нумийский суверенитет, прогнали захватчиков и в очередной раз объявили независимость.


Нумийцам в качестве национальной черты выдали стремление к пафосу -- нужно жить так, чтобы все вокруг видели, какой ты великий герой. Причем герой скорее в классическом значении, чем в седьмоморском. Иностранцев, обладающих пафосом (на самом деле используется термин “клеос”, но какая разница) и согласных не пытаться захватить Нуму, считают почетными нумийцами.


Еще они отличаются невероятной веротерпимостью, поклоняются аналогу олимпийцев, имеют кочующих амазонок и прочих суровых спартанцев, торгуют пурпуром и мятой и умудряются поддерживать аж три разных ветки администрирования -- монархические дворы, прямую власть военных вождей и “османскую/византийскую” бюрократию.


В целом Нума вышла не оригинальной, но достаточно колоритной, чтобы не вызывать отторжение. Мне понравилась местная версия троянской войны -- развязанной женским аналогом Ареса и Афины, которые в нумийском пантеоне являются близнецами, за сердце великой смертной воительницы. Также нумийская царица Калисто, похоже, заняла нишу Фаунер Пёзен как неприступной воительницы, швыряющей в ухажеров статуи.


Странновато выглядит затерянный циклопический город, куда нумийцы ходят качать пафос, а также указанные выше амазонки. В остальном -- обычно.

Ла Бука

Перворедакционная Ла Бука во многом осталась прежней, но местные пираты утратили название “Береговое братство”. Это бывший остров-тюрьма, который был любимым проектом некоего кардинала, который считал, что казнить преступников -- не по-ватицински, а усылать их с глаз долой и пытаться реабилитировать -- очень даже по-ватицински. В результате контингент заключенных состоял из матерых головорезов и политических.


Затем буканьеры симулировали вспышку белой чумы, умудрились усыпить морское чудо-юдо, плававшее вокруг острова, и превратили Ла Буку в помесь Тортуги и Касабланки. Альенде теперь женщина и не пират, а губернатор, бывшая руководительница восстания.


Сам остров расписан подробно, но без особо запоминающихся деталей. Мне разве что приглянулась Матушка Ла Бука, колдунья портэ, заключившая некую сделку на изнанке и теперь вынужденная периодически телепортироваться в место, где какому-нибудь ребенку угрожает опасность, и спасти его, забрав на остров. Тут есть где разойтись воображению.


Также совершенно непонятно, почему буканьерам не отдали возможность управлять чудом-юдом. Это бы логично объяснило, почему это шайку-лейку до сих пор не прикрыли нафиг. А также сделало бы забавную картинку того, как корабли, желающие пришвартоваться на Ла Буке, вынуждены ждать, пока монстра уведут на другой край острова.

Атабийское море

Местные Карибы предполагаются основным местом действий для морской кампании в новом “Седьмом море”. Аборигены архипелага -- беженцы с Нового Мира, которые когда-то прогневали тамошнего Кетцалькоатля и дали деру под прикрытием духа моря. Потом, правда, помирились, и в качестве извинения обязались хранить Атабийское море, которое для пернатого змея является местом охоты.


Ужасный на лицо, но добрый внутри дикарь на рыбалке с пра-пра-прабабушкой.


Сами по себе Рахури довольно обычная островная цивилизация с поправкой всепроникающее равенство полов новой редакции. Две примечательные черты -- традиция охоты на морских монстров и колдовство, которое позволяет переместиться в мир мертвых и на время забрать с собой кого-нибудь из предков с позволения бога загробного мира.


Тут мне лично пришлось напрячь орган подавления неверия, потому что иначе принять все это невозможно. По-хорошему, добрые ватицинцы с Тейи при виде неопровержимого доказательства особой загробной жизни для туземцев, к которой никакой Теус отношения не имеет, должны были сильно удивиться. Но кризиса церкви нет, и хрен с ним, с единобожием.


Равно как тейские державы забили болт на завоевание архипелага, предоставив эту почетную обязанность АТК. Потому что пиратам нужен противник, а на Тейе Корпорацию Зло впихнуть было некуда, как я понимаю.


Если абстрагироваться от этих соображений, то Атабейское море выглядит вполне сносно. Фентезийные дикари, фентезийная морская мегафауна, конфликт с “европейцами”, и т.п.

Арагоста

Название “Береговое братство” перекочевало на пиратскую республику Арагоста, которая из всей книги показалась мне наиболее безумной. Самое начало ее выглядит так: один богатый водаччеанский торговец с детства мечтал стать пиратом, потому что был романтиком.


В общем Арагоста -- это как раз прибежище для романтических пиратов, которые очень боятся, что из сделают королем республики (не спрашивайте), потому что тогда придется сидеть на острове, а не ходить по морю, сражаться с АТК, закапывать клады и заниматься другими пиратскими вещами.


Что удивительно, в истории Арагосты всплывают и самые мрачные элементы пиратского мифоса Седьмого Моря. Там культисты поклоняются Дейви Джонсу, пардон, Дьяволу Ионне, отрубая свои руки или ноги и кидая их в море, надеясь на ответный подарок. Именно там Рейс подбила других пиратских капитанов скрепить первую хартию собственной кровью, и тем самым отдала их всех в руки Ионне. А другой капитан, Стивен Феврие, продался АТК и теперь охотится на других пиратов, потому что озлодеился во время пребывания в Седьмом Море.


Барбосса, ты что ли?


Понятно, что все эти страшилки предполагается подавать в стиле “Пиратов Карибского Моря”, но стоит чуть изменить тон -- и получится полноценный хоррор.


Добавлю, что эстетически мне Арагоста нравится все эти кровавые клятвы, нарушив которые, нужно просить прощения у всех подписантов, и темные дары от капитана черного сухогруза выглядят стильно. Да и среди пиратов хватает умеренно прикольных персонажей.

Джарагуа

Пожалуй, наиболее интересным с политической, а не стилистической точки зрения, в новой книге вышла Джарагуа. Это крупный основ, где до недавнего времени заправляла АТК. Соответственно, там были огромные плантации с рабами, беглецы в мангровых джунглях и горах и прочие радости колониализма.


Потом случилась успешная революция, и теперь остров представляет из себя что-то вроде африканской страны после освободительной войны -- трайбализм, экономические проблемы, нулевой вес на мировой арене и жаждущие реванша завоеватели.


Патриоты из правого сектора сопротивления воюют с москалями рабовладельцами


В случае Джарагуа это усугубляется тем, что рабы были частично из местных (причем из враждующих племен), частично привезенные из Ифри, частично тейские ссыльные. Ну и личными тараканами лидеров революции.


В качестве колорита прилагается синтетическая религия, аналогичная вуду, корпоративные зомби в горах и прочая экзотика.

АТК

Эта компания предполагается бескомпромиссным антагонистом, который лицемерно говорит о свободе, подразумевая свободу делать что угодно. Главный двигатель работорговли, насадитель обеих ветвей ватицинской религии среди язычников, а также обладатель лучшей в мире почтовой службы, организованной атцландским богом.


Существование АТК в том виде, в котором она представлена, объясняется сугубо мастерским произволом, потому что эти прекрасные люди кладут болт на все правительства Тейи, но при этом имеют достаточно влияния на континенте, чтобы их не трогали. В частности, на Тейе почему-то считают, что слухи об использовании компанией рабов сильно преувеличены.


Знакомая поза. Инквизиция так делала, когда АТК еще и в проекте не было.


Чувствуется, что авторы прописывали АТК с большой любовью. В главе про нее много писем от лица президента Рурка (зуб даю, это отсылка к “Городу греха”). Но, на мой взгляд, описанное руководство компании просто не тянет на роль огромных злодеев. Несмотря на цитату из Джованни Вилланова о том, что Рурк кажется славным малым.


Из забавного, АТК -- пионер в строительстве звездообразных фортов в сеттинге. А молодежные банды в Порт Фридом, столице компании, называют себя рурками.

Прочее

Из сеттинговых реалий можно отметить пару тайных организаций. В частности на Ла Буке завелась Каморра, которую водаччеанские торговые дома выжили с родной земли. Ну и пусть ее.


В нагрузку к “пиратским” нациям выдали некоторое количество механики. Наиболее примечательные касаются новых видов колдовства, которых хватает с избытком, хоть механически они и однообразны.


На Нуме используют божественные мистерии (малая способность активируется на сцену и может быть “разряжена” в большую способность.) Вудуисты дают вселяться в себя Лоа (одна из крупных способностей -- возможность убить того, кто этого хочет, не получив за это скверну). У Берегового Братства есть кровавые хартии и магические татуировки. За исключением хартий, все они похожи механически, но с небольшими различиями. Мне понравилось вуду, у которого забавные ограничения -- только один лоа за раз, прогнать нельзя, доступ к способностям требует отказаться от доступа к Добродетели или Привычке.


Солидную часть занимают разные особенности для кораблей, а также описания разных монстров. Также есть советы мастеру и игрокам -- как не стесняться того, что не знаешь морский терминов, и как притворятся Робертом Ньютором в роли Джона Сильвера.

Выводы

В целом книга соответствует моим ожиданиям -- больше фентези, меньше рефлексии. Некоторые вещи прописаны излишне подробно, на мой вкус. Некоторые -- недостаточно продуманно. Действительно ярких кусков мало, но они есть.

Ждем описания Ифри и Нового Света -- очень похоже, что они сильнее, чем аналоги из реальной истории, что может быть интересно.

суббота, 14 января 2017 г.

Take it/Risk it

Мое давнее хобби -- придумывать механики для ролевок (или переделывать чужие). Моим постоянным игрокам приходится мириться с этим недостатком, за что я им всячески благодарен.

Текущий проект называется Take it/Risk it. У меня есть некоторая надежда на то, что он достаточно rules-light и близок к словескам, чтобы прижиться в нашей компании. Там даже кидать кубики не обязательно -- но можно, если хочется.

База -- основа механики и разные опции

Магия -- по набору возможностей похоже на 1-4 круг ДнД 3.5, но без боевой составляющей.

Плюс небольшие опциональные правила для драматических сцен и управлению организацией.

Все пока не тестировалось на практике.

воскресенье, 8 января 2017 г.



Для 7 моря вышла колода Сортэ. Ничего выдающегося, но некоторые карты довольно забавные.

пятница, 6 января 2017 г.

Орфей -- Завершение ветки с Кирой

В определенный момент я перестал писать регулярные отчеты по Орфею, но игра продолжается. За минувшее время мы успели закончить ветку с Кирой и сейчас активно копаем в сторону “плотных людей”. Я  решил, что стоит для истории записать, чем закончилась предыдущая часть.

Наибольшей потерей стал Терри. Под давлением героев он припомнил, что после того, как подвез Киру, вернулся к ее дому на всякий случай. В машине он обдолбался. А придя в себя обнаружил, что дом горит, а рядом с ним находится его же канистра с топливом. Вспомнив это, он пришел к выводу, что Киру убил он, в чем и признался Игу. А тот сказал, что Терри должен все исправить.

Команда, усиленная сверхъестественными способностями Ига, вынудила Терри написать подробные признательные показания на себя и совершить самоубийство. Впрочем, он встал в виде призрака, и героям даже удалось его довести до сознательного состояния.

Иг почти преуспел в саморазрушении, но своевременное вмешательство героев помогло предотвратить неизбежное. Сильно помогло то, что Кира достаточно овладела призрачными способностями, чтобы материализоваться и поговорить с ним лично.

Ли пострадал от депрессивных накачанных Злобой муралов Ига, которыми тот изрисовал съемный дом. Ли их увидел и заработал инсульт. Герои же залезли в его квартиру в Сиэтле и нашли доказательства маниакального влечения к Кире, с коими отправились к шефу полиции. Тот обещал организовать обыск.

Кира, Ли и Терри уехали из Джуно, но перед этим Джордан взял у Ига интервью. В ходе которого убедил оставить в городе четки Киры -- которые, как оказалось, являются очень странным артефактом. Именно они были источником странной способности Ига внушать людям, что они должны сделать.

Спектра удалось победить, но для этого пришлось вызывать подмогу из центра, а также договариваться о содействии Джордана и его телохранителей из Террал и Скиб. С последними удалось поддерживать вооруженный нейтралитет.

Отец Киры продал дом, чтобы покрыть часть урона, нанесенного укравшими деньги помощниками Киры, и ушел в монахи. На его место прислали нового священника. Помощников герои искать не стали, а равно не стали преследовать редакцию Бабочки за выпуск с фотографиями Киры.

Следующая ветка посвящена разъяснению ситуации с “плотными” людьми и их артефактами. Помимо Джордана и Ига к таковым относятся шеф полиции, Лесли, бывший мэр Мэллот и Сёго Кавада, парализованный ниже пояса мастер единоборств.

пятница, 30 декабря 2016 г.

В английском языке есть специальный термин для выступления разных уличных артистов -- "busking". Термин достаточно старый, использовался еще в 19 веке. В английский пришел из испанского, где "buscar" -- это глагол "искать".

Любопытно, что в современном испанском этот глагол, хотя и используется иногда для того же, что и в английском, приобрел сексуальную коннотацию. Это то, что в английском обозначается словом "solicitation" -- предложение секса за деньги. Но испанский термин применяется не только к уличным проституткам, но и к женщинам, желающим стать содержанками. А английский -- не только к проституткам, но и к клиентам, ищущим их услуг.

С "баскинга" начинали свою карьеру некоторые всемирно известные исполнители. Например, Джордж Майкл.

суббота, 17 декабря 2016 г.

Dresden Files Accelerated -- превью

Злобношляпы недавно разослали предварительную версию "ускоренного" Дрездена. С точки зрения механики, от обычного FATE Accelerated он отличается довольно сильно, и изменения, на мой взгляд, к лучшему.



Но прежде чем поговорить о механике, пару слов о подаче сеттингового материала. Сам я с ДФ знаком весьма поверхностно, так что не берусь судить, насколько все близко к романам Батчера. Но мне однозначно понравился стиль подачи "изнутри" сеттинга, который, как я понимаю, перекочевал из DF RPG. Книга подается как материал, написанный для клиента, собирающегося участвовать в "imaginagion-enacted crisis training exercise", и на страницах полно стикеров с комментариями автора и редактора вида "Но разве мы не должны рассказать о..." -- "Нет, это будет только отвлекать и вообще засекреченная информация". Это сильно оживляет чтение и помогает погрузиться в сеттинг.

Три основных механических отличия ДФА от ФА --- масштаб, состояния и мантии. Масштаб -- достаточно простой механизм, который отражает неравенство персонажей в сеттинге. Масштаб имеет пять ступеней от "смертного" до "божественного" и дает преимущество тому, кто стоит на более высокой ступени. Либо бонус к броску, либо (вдвое больший) бонус к эффекту, либо дополнительно число бесплатных применений созданного преимущества. То, можно ли использовать масштаб в данной конкретной ситуации в основном зависит от мастера, но есть ряд приемов, например, блокирующих масштаб противника.

Состояния -- это последствия из ФА, но значительно более развитые. Помимо двух состояний, позволяющих поглощать стресс ("в беде" и "обречен"), у именных персонажей есть дополнительные, которые отражают их ресурсы или слабости.

Например, у всех есть возможность попросить кого-то влиятельного об услуге и остаться в долгу -- отметив соответствующее состояние. Разные колдуны могут усиливать магию на сцену, отметив состояние "истощен" или "выгорел", но после этого им нужно долго восстанавливаться, чтобы снова колдовать в полную силу. Вампиры накапливают голод, применяя свои вампирические способности. Та же механика описывает немагические ресурсы, вроде богатства, последователей или способности агента ФБР отступать от буквы закона.

Состояния отличаются числом отметок (одна или пять), способом снятия и тем, как долго происходит восстановление. Многие состояния, пока они не сняты, накладывают на персонажа ограничения. Например, ши, получившие серьезный вред от холодного железа, теряют доступ к своей магии.

Наконец, состояния ресурсов иногда можно бросать как подход с бонусом, равным число свободных отметок. Например, богач может "забросать проблему деньгами", использовав соответствующий подход и вычеркнув один пункт богатства.

Мантии -- это типажи персонажей. Например "смертный представитель правоохранительных органов", "смертный, укушенный вампиром белого двора" или "ши зимнего двора". В мантию входит база -- два-три приема и, как правило, пара состояний, отражающих источник силы и способ ее применения для этого типажа -- и дополнительные приемы, которые развивают типаж.

Из мелких изменений -- то, что именно происходит с персонажем при поражении в конфликте, зависит от того, отмечены ли у него состояния "в беде" и "обречен". Если не отмечены, последствия аналогичны обычной сдаче. А вот если он "обречен", то есть реальный шанс умереть, особенно, если положившую персонажа атаку он уже не имел возможности поглотить. Также отметки стресса теперь все стоят 1, но их 6 штук, а не 3.

Также у маловажных НПС прописаны не значения подходов, а то, какие задачи ему привычны и непривычны. Например, байкеры хорошо (+2) водят мотоциклы и запугивают людей и плохо (-2) умеют не вляпываться в неприятности и казаться невиновными. У НПС второго плана к подобным статистикам добавляются два подхода, против которых они хорошо сопротивляются. Персонажи первого плана могут иметь полную пропись подходов.

Еще к традиционным для FATE видам сцен добавилось расследование. Ничего сногсшибательного, но четко прописано, что провал на броске означает получение нужной информации большой ценой, а не нулевой результат.

На мой взгляд, с механической точки зрения ДФА весьма годен, особенно в части состояний. Мантии -- неплохой способ подачи сеттинговых реалий. Насколько оно работает на практике нужно еще смотреть.

суббота, 10 декабря 2016 г.

7 море -- Дочь судьбы

Продолжаем обзор материалов второй редакции "Седьмого моря" по мере их выхода. Сегодня разговор будет о "Дочери судьбы", романе, написанном Джоном Виком, действие которого разворачивается на Тейе.

Роман рассказывает о Елене Мондави и том, как из приличной дочки водаччеанского дворянина она превращается пиратку, исследовательницу, шпионку и ведьму. Это, кстати, названия пяти частей романа.



Как я понимаю, "Дочь судьбы" задумывалась как демонстрация сеттинга и типов приключений, которые в нем могут происходить. Так что я его воспринимаю как своего рода канон Седьмого моря.

Для начала, пару слов о ценности романа как художественного произведения. Написан он неплохо, хотя выдающимся произведением беллетристики его не назовешь. Правда это скорее роман-адаптация сериала. Это чувствуется по несколько упрощенным персонажам и диалогам, структуре (особенно ярко это проявляется в последней части), плотности событий и другим элементам. Но читать не противно, не скучно, а некоторые эпизоды выглядят весьма стильно.

Обратной стороной этой виртуальной беллетризации телесериала является то, что стоит немного остановиться и задуматься о происходящем, и тут же начинают лезть наружу сценарные ляпы. Император Леон, оказывается, ни разу не трахал куртизанку, и поэтому достаточно поманить чего сиськами, и он тут же потащит тебя в спальню. Вилланова считает необходимым рассказывать своим жертвам, какой он злодейский злодей, рисуя их портреты. Один пиратский двумачтовый корабль может невозбранно топить морские флоты Виллановы.

Но, опять же, это все огрехи "синематографичности" -- на экране на подобные вещи не обращаешь внимания, потому что, взрывы делают "бух", клинки делают "звяк", волосы развеваются на ветру и корабль уходит в закат.

Теперь о том, как Вик видит свой сеттинг. Сверхъестественного в мире полно, но ничто о нем не является обычным знанием. Когда главную героиню спустя несколько лет приключений протаскивают сквозь портал, ей приходится объяснять, что это было то самое портэ, про которое она могла слышать. Впрочем, возможно, это касается не столько колдовства, сколько межкультурных барьеров -- у меня сложилось впечатление, что о культуре чужих стран большинство персонажей в романе имеет весьма смутное представление.

Странно, что использование колдовства не вызывает протеста ни у кого, хотя по идее это страшный грех, а большинство людей в сеттинге -- верующие. Да и вообще религия в романе практически не всплывает, равно как, кстати, инквизиция. Что странно, учитывая что Вердуго является одним из "главгадов" сеттинга, наравне с Леоном Виллановой и Рейсом.

Кстати о колдовстве -- главная героиня свое сортэ использует в основном не для того, чтобы узнавать чужие секреты, а чтобы физически дергать людей за нити судьбы. Что, на мой взгляд, сильно портит стиль.

Есть несколько заметных изменений сеттинга. Тот же Рейс сменил пол между редакциями, обзавелся флотом и исполняет те же функции, что потрошители во вселенной "Светлячка". Появился новый противник по умолчанию -- вестенский аналог Вест-Индийской Торговой Компании, занимающийся работорговлей.

Всплывает ряд забавных деталей. Например, международным языком, на котором общаются матросы, является нуманарский, то есть аналог латыни. Явное влияние церкви. Вестенцы отказываются экспортировать медовуху. Аваллон находится под постоянным эффектом легкой эйфории, что тут же замечают прибывающие на него иностранцы.

Тема пиратов-геев в романе раскрыта, но, в отличие от предыдущей книги, тут попытка сделать это мимоходом работает нормально. Чем дальше, тем сильнее у меня впечатление, что в новой Тейе доминирующая ориентация -- бисексуальная. Осталось дождаться, когда это будет сказано напрямую.

В общем, со своей ролью ознакомительного материала по сеттингу "Дочь судьбы" справляется успешно. На мой взгляд, в виде телесериала или комикса оно работало бы лучше, но это потребовало бы совсем других расходов.