понедельник, 11 сентября 2017 г.

7th Sea -- Eastern Theah

К восточной Тейе во второй редакции относятся Айзен, Сарматское Содружество, Уссура и Водачче. Одна из этих наций совсем новая, а три другие претерпели заметные изменения (не всегда к лучшему). Как и в первом томе, во втором для каждой нации даны описания ключевых персонажей, интересных мест и ситуации с тайными обществами и дуэлями, плюс разделы по колдовству и местным легендам.


Айзен

Тут с основной тематикой все понятно -- послевоенная разруха и монстры повсюду. Соответственно, есть остров с вампирами, горный городок с жителями-монстрами, город, рядом с которым есть порождающее монстров поле кровопролитного боя и прочие разновидности. Плюс в дополнение к Шварценвальду, переименованному в Вальдер, есть второй волшебный лес со сверхъестественной хозяйкой, которая, для разнообразия, делает людям хорошо, но не позволяет уезжать из своих владений.




Политически основной вопрос для страны -- выбор нового императора. В качестве одного из кандидатов имеется принципиально новый персонаж -- глава некоего патриотического рыцарского ордена с, предположительно, покровительством от драхена. По совместительству бастард покойного императора, но какое значение кровное родство имеет в Тейе -- вопрос открытый.


Интересную новую роль прописали железной гвардии. Теперь это, внезапно, не личные войска айзенфюрстов, а имперская гвардия, которая в лучшие времена была расквартирована на территориях айзенфюрстов. Надо полагать, чтобы помнили, кто в стране главный. Теперь, естественно, они превратились в то, чем были в первой редакции.


Для хексенверка добавили рецептов из неайзенских монстров, которые по неизвестной причине работают чуть чуть не так, как базовые. Но ничего интересного. В легендах много разных монстров, сотворенных хексе, а также странный орден женщин, косплеящих ковен ведьм из Макбета.

Сарматское Содружество

Этот раздел практически начинается с вреза про то, как произносить все эти странные польские буквы. Впрочем, я отказываюсь короля Станислава называть Станисвавом.


Среди персонажей подавляющее большинство -- окружение короля или крупные политики, причем среди членов сената представлена натуральная Женщина-Кошка из комиксов ДиСи (“она жила злодейкой, воровала, что хотела, но герои могут направить ее на путь добра, справедливости, свободы и толерантности”). Зато есть отличная пара адвокатов, которые были вместе, но рассорились на почве политики и теперь консультируют представителей старого и новоиспеченного дворянства соответственно, как лучше друг с другом бороться.


В Содружестве расположена самая прикольная из многочисленных “почтовых” организаций, которых понаплодили во второй редакции. Прикольная, потому что описана с изрядной долей самоиронии. Вопрос о том, зачем нужны все эти странные почтальоны в сеттинге, все так же оставлен без ответа.




Из локаций забавно выглядит место заседания нижней палаты -- это стадион на 100,000 человек! Причем соединенный прямым коридором со зданием Сейма. Также в столице есть комплекс из ватицинского собора и мечети -- Содружество отличается от Польши многоконфессиональностью.


В Куронии имеется бывшая столица, уничтоженная колдовством дев, очередной волшебный лес, играющий большую роль в функционировании организации, объединяющей обладателей сандераса, а также два анклава этнических иностранцев. Златогорье -- это своего рода “малоуссурия” -- лубочно-туристическая версия Уссуры, включая медведя, живущего на главной площади. Мемель -- это кресценты, заманивающие к себе в город завоевателей и усыпляющие их там зельями, потому что Второй Пророк запрещает убивать.


Глава по Содружеству также отличается наиболее интересной, на мой взгляд, информацией по национальному колдовству. Там есть неординарная (на фоне всего остального во второй редакции) организация колдунов, упомянутый выше забавный лес для поиска дев, а также весьма хороший финал для колдунов -- седьмая сделка.


В легендах есть несколько именных дев, забавные суеверия вокруг сандераса, а также отличная легенда о русалках-душительницах и анафилактическом шоке.

Уссура

Для Уссуры, что удивительно, градус волшебности в каком-то смысле снизился по сравнению с первой редакцией. Связано это с тем, что Матушку разжаловали из всемогущей хранительницы страны в просто сильного и ревнивого лешего. Прощай заговор князя Маркова по убийству Матушки и прочие элементы странового колорита. Здравствуй бывший муж, который хочет ограничить ее притеснения других леших и выдает свой вариант колдовских даров на несколько альтернативных условиях.


Под урезание волшебства попал также Кощей, который теперь всего лишь старик, который выкупает детей из семей, где их обижают, и селит в своем замке. Это уже который персонаж во второй редакции, занимающийся именно этим?


Взамен по стране наплодили других леших, включая парочку, которые Матушке не по зубам и под защитой которых живут всякие волшебные существа. А местные речные пираты, названные на редкость адекватно ушкуйниками, процветают на том, что умеют договариваться с водяными и русалками.


Более вменяемым стал вопрос о престолонаследии -- выбор теперь не такой однозначный. Илья теперь -- сын от первого брака и национальный герой, а не псих с мандатом. Катерина -- странноватая изобретательница, которая хочет армию роботов на колдовском ходу, и ради которой при сооружении новой столицы положили тьму тьмущую народу. В общем, не все так однозначно, и симпатии во многом разделяются по классовому признаку.


Впрочем то, как Уссура дошла до жизни такой, это отдельная песня. Старых гай имел любимого мужа, боярина Николая, который заделал Илью вместе с хорошей подругой детства. После смерти Николая и старшего брата Ильи гай охладел к оставшемуся сыну. Причем это и его сын, поскольку при живом муже он обоих мальчиков усыновил. Дальше гай женился на Катерине. Но в первую брачную ночь был убит сосулькой в сердце. Почему княжья дума должна выбрать нового гая именно из этих двух кандидатов, остается неясным. В общем, уссурцы смотрят на дилемму Императора Леона с его дочками несколько свысока.




Монголам, то есть хазарам, в качестве хобби выдали коллекционирование религий -- они считают, что чем их больше, тем лучше. И собственного героического хана по имени Алтай Хатун, которую списали с принцессы Укока. Княжна Рязанова думает отложиться и уйти к кресцентам. В церкви нарастает раскол из-за Митрополита Люды (ее именно так зовут), которая хочет устроить реформу по рецептам Третьего Пророка.


А еще Уссуре выдали национального злодея -- Генерала Мороза. Он на самом деле Генерал Зима, но стоит придерживаться стандартного термина. Генерал возглавляет армию снеговиков (название, не описание внешнего вида) и хочет вторгнуться в Самарское Содружество.


В уссурские легенды ожидаемо попали цветок папоротника и жар-птица (оба в реальности не совсем то, что о них думают), и, неожиданно упырь. Который как вампир, но питается не кровью, а тем, что внушает людям кошмары. Поэтому героичные упыри должны спать днем, чтобы никому не навредить.


Отдельно стоит сказать, что уссурские названия вызывают стойкий фейспалм. Например, национальный спорт -- kulachniy boi, которому учат в Schola Vani, предполагает два варианта дуэлей: perestrelka, то есть обычная дуэль, и povoroti, в котором дуэлянты бьют друг друга по очереди (take turns, по-английски, да). Кроме Митрополита Люды есть еще Князь Алеша, по происхождению леший.

Водачче

В стране не победившего феминизма все более-менее по-старому. Вилланова все такой же открыто злой, Мондави -- тайно злой, Фаличе делает отличные вина, а Калигари копит артефакты. Но их хотя бы раскидали по всей территории страны, а не заставляют сидеть каждого на своем острове.




Фокус в главе ожидаемо сделан на стрегах и сонькиных дочках. Первые, кто бы мог подумать, находятся в не очень тайном сговоре с куртизанками. Для незамужних стрег организуют специальные светские приемы, где роль мужчин исполняют куртизанки, чтобы благородные дамы могли в безопасной обстановке оттачивать этикет. И эти знакомства после замужества не теряются.


У дочек есть две большие фракции, спорящие о том, как нужно гнобить мужчин. Одна считает, что с помощью вооруженного восстания. Вторая -- что нужно давить интеллектом и начитанностью. Прекраснейшая Десидерата из первой фракции возглавляет лучшую в стране школу куртизанок. Когда одну из ее воспитанниц застали в постели с женой одного из мужчин Лукани, она сказала, что тому следует либо лучше удовлетворять жену, либо давать ей меньше денег, чтобы той были не по карману соответствующие услуги. Вторая фракция представлена монастырем для пропащих женщин, который стараниями матери-настоятельницы превратился в службу внешнего аудита для семьи Фаличи.


Из других забавных персонажей в Водачче представлен пришелец из прошлого с modus operandi дон Кихота, Печально Известный Разбойник и Злодей Витторио Рибальди, а также старший головорез принца Калигари -- девица и редкий пример кроссдресинга, мотивированного прагматическими соображениями а не гендерной идентичностью.

Из национальных легенд описаны прекрасные козлоногие девицы из параллельного измерения, и ряд других волшебных существ разной степени опасности. В частности Вестини вынуждены кормить ужасного водяного змея, но в качестве бонуса имеют возможность быстро залечивать раны, погружаясь в воды его озера. Правда, есть загвоздка -- волшебство работает, только если ты людоед, но когда это кого останавливало в Водачче?

четверг, 10 августа 2017 г.

7th sea -- Born under a black flag

Я дочитал второй роман, написанный в рамках публикации второй редакции “Седьмого моря”. “Рожденный под черным флагом” описывает историю реабилитации Томаса Сен-Клера, злодея, ставшего героем посредством мастерского произвола.


С сугубо развлекательной точки зрения роман вполне адекватный, хотя и требует усердно напрягать “мышцу приостановки неверия”. События идут калейдоскопам, корабли скрипят канатами, пушки плюют огнем, герои скачут по канделябрам. Герои несколько страдают приверженности клише, но это намеренно. В общем, боевичок категории Б в чистом виде.


Как источник информации по сеттингу роман более чем адекватен. В сюжете присутствуют пираты благородные и пираты злобные, получение сверхъестественных плюшек от самарских чертей и прочих нелюдей, опять стрега и опять “корпорация зло”.


Другой вопрос, что многие продемонстрированные вещи вызывают лишь здоровый смех. Например, у Сен-Клера явное есть магическая способность вида “Если я говорю брутам, работающим на АТС, что они должны уйти со мной в пираты, они не могут отказаться”. Для не верящих этот трюк продемонстрировали аж целых два раза.


Очень смешно, как в романе использован “реверсированный троп” про главную героиню, которую все остальные персонажи хотят. Тут все хотят Рейс, а Сен-Клер (спойлер спойлер!) в конце ее даже затаскивает в постель. Причем не где-нибудь, в той самой таверне “Ведро кровищи”, где, по идее, Рейс появляться никак не может, потому что это самое сердце преданного ей Берегового Братства.


Еще для тех, кто до сих пор не верит, что Тейя стала “Фаэруном с мушкетерами”, в романе продемонстрирована натуральная сцена изгнания нежити. Так что с нетерпением ждем огнешары и прочую епанчу судьбы.


Из понравившегося -- предыстория главного антагониста романа действительно красивая. (спойлер же!) Он заключил сделку с чертом, что не умрет, пока кто-то не назовет его настоящим именем. (В романе говорится, что пока не произнесет в слух, но это явно не так). И чтобы избежать смерти, вырезал всю свою деревню, включая семью.

Ах, да. Лишенная перворедакционного сирнетского серпа Рейс теперь дерется сирнетской огненной цепью. Бельмонты всей семьей и Призрачный Гонщик лично одобряют.

среда, 3 мая 2017 г.

7th Sea -- Western Theah

В отличие от первой редакции, во второй каждой нации Тейи не посвящено по отдельной небольшой книге. Вместо этого будет два полноценных тома -- один для западной части континента, один для восточной. Первый том уже вышел и включает в себя Аваллон, Кастилию, Монтень и Вестеннаманнавеньяр. Второй пока только в превью, и про него я расскажу отдельно и позже.


Для каждой страны даются описания: ключевых черт характера и особенностей устройства, описание ключевых персонажей, ситуации с тайными обществами, ключевых мест, национальной школы колдовства (да, вестенцам таки выдали полноценную рунную магию, а не то, что было в базовой книге), ситуации с дуэлями, включая какую-нибудь школу фехтования, а также набор местных легенд.

Легенды четырех наций мне, пожалуй, понравились больше всего в книге, поскольку они придают хороший колорит. Конечно, если не обращать внимание на общий уход сеттинга в область фэнтези. Скажем, у аваллонцев есть особые кошки-близнецы, воспитанные ши, у кастильцев -- шествие неупокоенных духов, которое так и ищет кого-нибудь из живых, кто бы это шествие возглавил, а у вестенцев -- прикольные тролли и Санта Клаус.

Неприятное впечатление произвела манера подавать зацепки для историй. Помимо коротких зацепок на один абзац, которые уже были в других книгах, в этой есть зацепки для крупных историй, но они беспорядочно разбросаны по описаниям персонажей и мест. Например, отсылки на мини-революцию в монтеньской провинции, встречаются в раз шесть-семь. Логичнее было бы для каждой нации сделать раздел с приключениями, и там уже перечислять всех вовлеченных персонажей.

Также продолжился тренд на потакание американской политкорректности без оглядки на здравый смысл. Во всех странах есть отважные воительницы, пиратские капитанши, непобедимые берсеркерши и прочие генеральши. Но хотя бы в этот раз никому из персонажей первой редакции пол, вроде бы, не сменили.

Королеве Элейн выдали любовницу в дополнение к любовнику, Кардиналу Вердуго -- любовника (ура, геи тоже могут быть злодеями!) Аллену Трейлю из вестенского малого совета -- неразделенную любовь к главе гильдии плотников, Йорсу Браку. По мелочи Доминике выдали любовника, одновременно являющегося фаворитом императора и лучшим другом Монтегю, но уже тут даже на строгий взгляд ничего странного нет.

Аваллон

Для Аваллона заметно изменился характер взаимоотношения с ши. Теперь они не просто сказочный народ в предвкушении большой драмы с участием королевы. Они -- колонизаторы, которые захватывают землю, предлагая людям либо жить по их законам, либо уезжать. Пока что это касается только небольшого числа земель, но полноценное вторжение будет уже скоро. Мне такая перемена понравилась.

Они хотят украсть наши земли и наших женщин.

Из странного, в Авалоне есть сектанты, которые называются “реалисты”. Они считают, что колдовства на самом деле не существует, и что все соответствующие проявления -- групповая галлюцинация. Которая материализуется благодаря тем, кто в магию верит, а потому эту веру нужно всячески истреблять. Причем в качестве примера того, как они борются с магией, приводится кампания по распространению слухов об опасных магических существах. Логика явно не является сильной стороной реалистов.

Дополнительные правила по гламуру позволяют использовать колдовство более высокого уровня, расплачиваясь постепенным приобретением традиционных слабостей ши. Снимаются эти проклятия либо прямой работой на ши, либо сменой своих черт характера на те, которые были у рыцаря, мантию которого ты носишь. Причем в последнем случае в финале в качестве бонуса выдается уникальная магия.

Кастилия

Кастилия теперь разобщена, и король -- это “исторически самый слабый из грандов”. И инквизиция, внезапно, занималась централизацией королевской власти в стране. При этом Вердуго преподносится как натуральный вредитель, который специально саботировал кампанию в Айзене, испугавшись роста влияния военных, что странновато.

В качестве одного из элементов разобщенности имеются два вольных города. Один -- Пять Парусов на границе с Айзеном, который формально к Кастилии не относится и является одним из предлагаемых “хабов” для приключений. Второй -- Барсино в горах на границе с Монтенью, который захватила монтеньская генеральша и объявила независимость от обеих корон. Теперь город стал точкой влияния для АТК.

Молодому королю выдали тайную сестру-близнеца, с которой они каждый день менялись местами, чтобы иметь возможность “ходить в народ”. Но теперь короля увезли, и подмены проводить невозможно. Ход, конечно, странноватый, но не самый плохой.

В главе про церковь попались неожиданно интересные размышления о том, как особенности патрон-клиентских связей в ней повлияли на ход Войны Креста. А также совершенно несуразный персонаж -- кардинал, тайно являющийся “козлочеловеком” из баскских легенд. С рогами под биреттой и копытами под сутаной.

Простой дворфийский артифайсер кастильский алхимик занят делом.

В качестве колдовства кастильцам выдали алхимию. Которая сама по себе не слишком интересна, предлагает придумывать эффекты вместе с мастером, и имеет совершенно неожиданный вариант того, к чему нужно стремиться. Алхимик, завершивший свой магнум опус, обязан достичь какого-нибудь результата, перечеркивающего его усилия. Например, вместо панацеи сделать новую белую чуму.

Монтень

Император с супругой теперь имеют серьезные чувства и обмениваются каждый день трогательными поэтическими посланиями. Рилашьеры их перехватывают, но не могут найти скрытый смысл. Доминика теперь стрэга. Монтегю не в Уссуре, а в аналоге замка Иф, и поэтому не удостоился собственной записи в разделе про персонажей.

Появилось забавное министерство культуры, в задачи которого входит следить за тем, чтобы всякие актеры не наносили оскорблений императору. Про министерство пишут, что оно не арестовывает тех, кто действительно не виноват.

Стреляться придумали монтеньки, чтобы не портить прическу.

Еще в одной из провинций устроили мини-революцию, которую власти маскируют под вспышку чумы. А в другой есть монастырь, где всякие изменники продолжают служить мессы, пользуясь тем, что добраться до них с войсками сложно -- придется плыть на лодке и лезть по скалам.

А всем городским дном в Шару заправляет ужасная убийца, которую боятся даже аристократы, потому что ее якобы мертвая старшая сестра -- еще более страшная убийца. В общем, скучно, господа.

Наконец, в Монтени появился страшный сказочный лес, где к месту будут “Красная Шапочка” и “Красавица и Чудовище”. И вот это мне, как раз, понравилось.

В главе про Портэ рассказывается, что Аллея -- это на самом деле натуральный план снов, и что там можно найти приключения и вернуться живым, если очень хочется. Что на мой взгляд очень плохой ход. Верните мне Аллею, проходящую прямиком через ад!

Вестенманнавеньяр

В этой главе меня постигло главное разочарование сеттингом до настоящего момента. Гильдеры -- это теперь не векселя госбанка, что объясняло в первой редакции их инновационность и популярность. Это галимые серебряные монеты, и главная тайна заключается в том, что серебро для них добывают рабы. Я так понимаю, целевая аудитория игры, как предполагается, не может понять, почему с разводкой “давайте вы будете торговать за наши гильдеры, и тогда не нужно будет менять валюту на другую” далеко не уплывешь.

Из интересных мест появился северный остров на озере, где живут натуральные чукчи, и где из-за нехватки свежей крови задумываются о том, что пора начинать воровать детей.

Судов по опеке вестенцы еще не придумали.

Рунная магия теперь называется Гальдр, и она забавна тем, что каждое применение требует использовать один “большой” эффект и один “малый”. Всего рун 12, с четко прописанными двумя эффектами для каждой.

Еще забавный элемент Вестена -- йотуны. Это не легендарные гиганты, а вообще все легенды, которые имеют свойство при определенных обстоятельствах оживать. Грубо говоря, все люди знают, что на новый год в каждый дом приходит Синтерклаас, хорошим детям дарит деревянные игрушки, а плохих хлещет розгой. И он натурально приходит, если в него верить.

Помимо санты к йотунам относятся снежная королева, мудрая пророчица из пещеры, невидимый охотник, йотуны-гиганты и прочая нечисть. Тролли, кстати, это отдельная раса, а не йотуны.

Выводы


Все не так плохо, как могло бы быть. Гильдеры-монеты меня лично поразили, ну и Легион с ними. Очень любопытным стал Аваллон, прямо хоть инкорпорируй в свое Седьмое Море. Вестен также стал в целом адекватнее, чем то безумие, что было в первой редакции.

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Сила женской логики

Компания у нас достаточно старая, поэтому "ловить подачи" друг у друга на игре мы умеем и любим. Но иногда результаты бывают совершенно неожиданными.

Играли мы как-то раз по стимпанку компанией из четырех девиц, выпускниц одного пансионата. Персонажи подобрались -- клише на клише. Аристократка-поэтесса строгих нравов, девушка-инженер с проблемами социализации, вдова офицера со страстью к путешествиям и певица оперетты с головой в облаках. Последняя -- в моем исполнении.



И вот мы путешествуем из пункта А в пункт Б на дирижабле. Развлечений мало, путь долгий, поэтому все пытаются себя занять хоть чем-то. И вот моя прекрасная Китти начинает разводить свою технически подкованную подругу показать ей устройство нашего транспорта. Во время экскурсии мы натыкаемся на камбуз с небольшой печкой.

-- Ой, Лисси, а покажи мне большую печку, -- заявляет Китти.
-- Какую большую печку?
-- Ну мы ведь держимся в воздухе, потому что тут есть большая печка, которая греет все, что наверху, и поэтому мы не падаем.

Тут инициативу перехватывает мастер и поясняет, что посмотреть печку не получится, потому что это на технической палубе, и там грязно и жарко -- потому что печка греет. И жутко удивляется, когда я выхожу из роли и объясняю, что классические дирижабли работают на гелии или водороде, потому что даже на современных технологиях они в целом эффективнее, чем тепловые. А в нашем стимпанке вроде бы топят углем, а не пропаном. На что мастер заявляет: но ты так уверенно заявил, что должна быть печка, что я решил, что тебе виднее.

Вот таким образом идея о том, что мир можно прогнуть под собственные представления о нем, вполне имеет место быть.

среда, 8 февраля 2017 г.

7 море -- Пиратские нации

Вышло превью очередной книги из нового “Седьмого моря”, которая называется “Пиратские нации”. Под оными подразумеваются всякие нестандартные государства и государственные образования, связанные с морем. В частности, мы наконец-то можем составить представление о Нуме, колыбели тейской цивилизации, которая оказалась совсем не Римской Империей.


Помимо Нумы в книгу вошли перекочевавшие из первой редакции буканьеры, а также условные Карибы-с-монстрами, Атабийское море с соответствующим архипелагом. Там есть местные аборигены, штаб-квартира Корпорации Зло, остров после успешного антиколониального восстания и остров-пиратская-вольница.


В механической части присутствуют несколько новых разновидностей колдовства, несколько новых школ, несколько тайных обществ, монстров, корабельных приблуд и так далее. В конце идет главка с советами о том, как провести морскую кампанию, если ты не отличаешь бром от фока, а ют от бака.

Пираты

Для начала, под пиратами в новой редакции подразумевается не очень понятно что. То есть есть пираты, которые грабят корабли, убивают людей и бегают от властей, но это плохие, неправильные пираты. Правильные пираты выглядят вот так:





“Ты любишь море и свободу -- значит ты пират”. Естественно, вопросы того, как именно пираты зарабатывают на ром и солонину, почему их не передавили государства и прочие мелочи в книге не освещаются.


Поскольку героям-пиратам грабить и убивать в игре не полагается, для них специально придумали большого и страшного врага -- Атабийскую Торговую Компанию. Это местный аналог Ост-Индийской Торговой Компании, как ее изображают, например, в сериале “Табу”. О ней стоит поговорить отдельно.

Нума

Нума из второй редакции -- это смесь из древней Греции, Византии и немножко Османской Империи. Представляет собой архипелаг где-то между Тейей, Империей Полумесяца и Ифри (Африкой), где разместились города-государства. Относительно недавно нумийцы воспользовались грызней между Водачче и Полумесяцем, которые одновременно претендовали на нумийский суверенитет, прогнали захватчиков и в очередной раз объявили независимость.


Нумийцам в качестве национальной черты выдали стремление к пафосу -- нужно жить так, чтобы все вокруг видели, какой ты великий герой. Причем герой скорее в классическом значении, чем в седьмоморском. Иностранцев, обладающих пафосом (на самом деле используется термин “клеос”, но какая разница) и согласных не пытаться захватить Нуму, считают почетными нумийцами.


Еще они отличаются невероятной веротерпимостью, поклоняются аналогу олимпийцев, имеют кочующих амазонок и прочих суровых спартанцев, торгуют пурпуром и мятой и умудряются поддерживать аж три разных ветки администрирования -- монархические дворы, прямую власть военных вождей и “османскую/византийскую” бюрократию.


В целом Нума вышла не оригинальной, но достаточно колоритной, чтобы не вызывать отторжение. Мне понравилась местная версия троянской войны -- развязанной женским аналогом Ареса и Афины, которые в нумийском пантеоне являются близнецами, за сердце великой смертной воительницы. Также нумийская царица Калисто, похоже, заняла нишу Фаунер Пёзен как неприступной воительницы, швыряющей в ухажеров статуи.


Странновато выглядит затерянный циклопический город, куда нумийцы ходят качать пафос, а также указанные выше амазонки. В остальном -- обычно.

Ла Бука

Перворедакционная Ла Бука во многом осталась прежней, но местные пираты утратили название “Береговое братство”. Это бывший остров-тюрьма, который был любимым проектом некоего кардинала, который считал, что казнить преступников -- не по-ватицински, а усылать их с глаз долой и пытаться реабилитировать -- очень даже по-ватицински. В результате контингент заключенных состоял из матерых головорезов и политических.


Затем буканьеры симулировали вспышку белой чумы, умудрились усыпить морское чудо-юдо, плававшее вокруг острова, и превратили Ла Буку в помесь Тортуги и Касабланки. Альенде теперь женщина и не пират, а губернатор, бывшая руководительница восстания.


Сам остров расписан подробно, но без особо запоминающихся деталей. Мне разве что приглянулась Матушка Ла Бука, колдунья портэ, заключившая некую сделку на изнанке и теперь вынужденная периодически телепортироваться в место, где какому-нибудь ребенку угрожает опасность, и спасти его, забрав на остров. Тут есть где разойтись воображению.


Также совершенно непонятно, почему буканьерам не отдали возможность управлять чудом-юдом. Это бы логично объяснило, почему это шайку-лейку до сих пор не прикрыли нафиг. А также сделало бы забавную картинку того, как корабли, желающие пришвартоваться на Ла Буке, вынуждены ждать, пока монстра уведут на другой край острова.

Атабийское море

Местные Карибы предполагаются основным местом действий для морской кампании в новом “Седьмом море”. Аборигены архипелага -- беженцы с Нового Мира, которые когда-то прогневали тамошнего Кетцалькоатля и дали деру под прикрытием духа моря. Потом, правда, помирились, и в качестве извинения обязались хранить Атабийское море, которое для пернатого змея является местом охоты.


Ужасный на лицо, но добрый внутри дикарь на рыбалке с пра-пра-прабабушкой.


Сами по себе Рахури довольно обычная островная цивилизация с поправкой всепроникающее равенство полов новой редакции. Две примечательные черты -- традиция охоты на морских монстров и колдовство, которое позволяет переместиться в мир мертвых и на время забрать с собой кого-нибудь из предков с позволения бога загробного мира.


Тут мне лично пришлось напрячь орган подавления неверия, потому что иначе принять все это невозможно. По-хорошему, добрые ватицинцы с Тейи при виде неопровержимого доказательства особой загробной жизни для туземцев, к которой никакой Теус отношения не имеет, должны были сильно удивиться. Но кризиса церкви нет, и хрен с ним, с единобожием.


Равно как тейские державы забили болт на завоевание архипелага, предоставив эту почетную обязанность АТК. Потому что пиратам нужен противник, а на Тейе Корпорацию Зло впихнуть было некуда, как я понимаю.


Если абстрагироваться от этих соображений, то Атабейское море выглядит вполне сносно. Фентезийные дикари, фентезийная морская мегафауна, конфликт с “европейцами”, и т.п.

Арагоста

Название “Береговое братство” перекочевало на пиратскую республику Арагоста, которая из всей книги показалась мне наиболее безумной. Самое начало ее выглядит так: один богатый водаччеанский торговец с детства мечтал стать пиратом, потому что был романтиком.


В общем Арагоста -- это как раз прибежище для романтических пиратов, которые очень боятся, что из сделают королем республики (не спрашивайте), потому что тогда придется сидеть на острове, а не ходить по морю, сражаться с АТК, закапывать клады и заниматься другими пиратскими вещами.


Что удивительно, в истории Арагосты всплывают и самые мрачные элементы пиратского мифоса Седьмого Моря. Там культисты поклоняются Дейви Джонсу, пардон, Дьяволу Ионне, отрубая свои руки или ноги и кидая их в море, надеясь на ответный подарок. Именно там Рейс подбила других пиратских капитанов скрепить первую хартию собственной кровью, и тем самым отдала их всех в руки Ионне. А другой капитан, Стивен Феврие, продался АТК и теперь охотится на других пиратов, потому что озлодеился во время пребывания в Седьмом Море.


Барбосса, ты что ли?


Понятно, что все эти страшилки предполагается подавать в стиле “Пиратов Карибского Моря”, но стоит чуть изменить тон -- и получится полноценный хоррор.


Добавлю, что эстетически мне Арагоста нравится все эти кровавые клятвы, нарушив которые, нужно просить прощения у всех подписантов, и темные дары от капитана черного сухогруза выглядят стильно. Да и среди пиратов хватает умеренно прикольных персонажей.

Джарагуа

Пожалуй, наиболее интересным с политической, а не стилистической точки зрения, в новой книге вышла Джарагуа. Это крупный основ, где до недавнего времени заправляла АТК. Соответственно, там были огромные плантации с рабами, беглецы в мангровых джунглях и горах и прочие радости колониализма.


Потом случилась успешная революция, и теперь остров представляет из себя что-то вроде африканской страны после освободительной войны -- трайбализм, экономические проблемы, нулевой вес на мировой арене и жаждущие реванша завоеватели.


Патриоты из правого сектора сопротивления воюют с москалями рабовладельцами


В случае Джарагуа это усугубляется тем, что рабы были частично из местных (причем из враждующих племен), частично привезенные из Ифри, частично тейские ссыльные. Ну и личными тараканами лидеров революции.


В качестве колорита прилагается синтетическая религия, аналогичная вуду, корпоративные зомби в горах и прочая экзотика.

АТК

Эта компания предполагается бескомпромиссным антагонистом, который лицемерно говорит о свободе, подразумевая свободу делать что угодно. Главный двигатель работорговли, насадитель обеих ветвей ватицинской религии среди язычников, а также обладатель лучшей в мире почтовой службы, организованной атцландским богом.


Существование АТК в том виде, в котором она представлена, объясняется сугубо мастерским произволом, потому что эти прекрасные люди кладут болт на все правительства Тейи, но при этом имеют достаточно влияния на континенте, чтобы их не трогали. В частности, на Тейе почему-то считают, что слухи об использовании компанией рабов сильно преувеличены.


Знакомая поза. Инквизиция так делала, когда АТК еще и в проекте не было.


Чувствуется, что авторы прописывали АТК с большой любовью. В главе про нее много писем от лица президента Рурка (зуб даю, это отсылка к “Городу греха”). Но, на мой взгляд, описанное руководство компании просто не тянет на роль огромных злодеев. Несмотря на цитату из Джованни Вилланова о том, что Рурк кажется славным малым.


Из забавного, АТК -- пионер в строительстве звездообразных фортов в сеттинге. А молодежные банды в Порт Фридом, столице компании, называют себя рурками.

Прочее

Из сеттинговых реалий можно отметить пару тайных организаций. В частности на Ла Буке завелась Каморра, которую водаччеанские торговые дома выжили с родной земли. Ну и пусть ее.


В нагрузку к “пиратским” нациям выдали некоторое количество механики. Наиболее примечательные касаются новых видов колдовства, которых хватает с избытком, хоть механически они и однообразны.


На Нуме используют божественные мистерии (малая способность активируется на сцену и может быть “разряжена” в большую способность.) Вудуисты дают вселяться в себя Лоа (одна из крупных способностей -- возможность убить того, кто этого хочет, не получив за это скверну). У Берегового Братства есть кровавые хартии и магические татуировки. За исключением хартий, все они похожи механически, но с небольшими различиями. Мне понравилось вуду, у которого забавные ограничения -- только один лоа за раз, прогнать нельзя, доступ к способностям требует отказаться от доступа к Добродетели или Привычке.


Солидную часть занимают разные особенности для кораблей, а также описания разных монстров. Также есть советы мастеру и игрокам -- как не стесняться того, что не знаешь морский терминов, и как притворятся Робертом Ньютором в роли Джона Сильвера.

Выводы

В целом книга соответствует моим ожиданиям -- больше фентези, меньше рефлексии. Некоторые вещи прописаны излишне подробно, на мой вкус. Некоторые -- недостаточно продуманно. Действительно ярких кусков мало, но они есть.

Ждем описания Ифри и Нового Света -- очень похоже, что они сильнее, чем аналоги из реальной истории, что может быть интересно.

суббота, 14 января 2017 г.

Take it/Risk it

Мое давнее хобби -- придумывать механики для ролевок (или переделывать чужие). Моим постоянным игрокам приходится мириться с этим недостатком, за что я им всячески благодарен.

Текущий проект называется Take it/Risk it. У меня есть некоторая надежда на то, что он достаточно rules-light и близок к словескам, чтобы прижиться в нашей компании. Там даже кидать кубики не обязательно -- но можно, если хочется.

База -- основа механики и разные опции

Магия -- по набору возможностей похоже на 1-4 круг ДнД 3.5, но без боевой составляющей.

Плюс небольшие опциональные правила для драматических сцен и управлению организацией.

Все пока не тестировалось на практике.

воскресенье, 8 января 2017 г.



Для 7 моря вышла колода Сортэ. Ничего выдающегося, но некоторые карты довольно забавные.